Здоровый образ жизни, необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
Исходя из определения здоровья как состояния полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов, понятие «здоровый образ жизни» можно сформулировать следующим образом:
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.
Здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.
При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносит здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.
Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»?
Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок, и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.
Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.
Продукты, необходимые организму
•Углеводы в питании — важнейший источник энергии. Углеводы содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно
много их в крупах, фруктах и овощах.
•Жиры относятся к основным пищевым веществам и являются важным компонентом в питании человека. Жиры входят
в состав клеток и тканей организма и участвуют во многих
жизненно важных функциях. Они являются важным источником энергии и входят в определенном количестве во многие пищевые продукты.
•Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма. Источниками белка являются мясо и рыба, яйца и творог, сыр и молоко, хлеб и картофель, фасоль и горох, рис и орехи.
•Витамины — это органические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины повышают физическую и умственную работоспособность и обеспечивают устойчивость организма к различным заболеваниям. Витамины поступают в организм с пищевыми продуктами животного и растительногопроисхождения.
•Минеральные вещества — неорганические соединения. Они служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови
и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.
•Вода — один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости — около 2 литров.
Некоторые правила приема пищи:
• следует относиться к еде с уважением и ответственностью — тщательно прожевывать каждый кусок пищи;
• не следует садиться за стол усталым. Перед приемом пищи необходим
• двигательная активность, ее уровень, который оказывает положительное влияние на развитие физических качеств; обратите внимание на необходимость самостоятельных занятий физической культурой и спортом, а также выполнение посильной физической работы на свежем воздухе;
• рациональное питание и гигиена питания; режим питания, соблюдение правил гигиены питания;
• профилактика вредных привычек и заболеваний;
• формирование привычек здорового образа жизни.
Меню для отличников ...
Как помочь своему любимому школьнику (от первоклассника до первокурсника) быстрее настроиться на рабочий лад и приспособиться к интенсивным умственным нагрузкам? Чтобы еда помогала мозгу работать на полную мощность, очень важно наладить правильное питание школьника, а правильное питание — это... питание по правилам.
Завтракать, но не объедаться.
Как бы ребенок ни убеждал вас в том, что не может проглотить ни кусочка в такую рань, позавтракать он должен, иначе его мозг будет работать только на две трети своих возможностей. (Оставшаяся треть будет занята мыслями о еде.) А чем ребенок сможет поддержать свой мозг, находясь в школе? Чипсами, шоколадками или сухариками, купленными в буфете. Именно такую еду, а не суп и котлету (как думают родители) чаще всего выбирают дети. Мало того, что это вредно для пищеварения, сочетание жиров и углеводов, содержащихся в такой еде, усиливает тормозные реакции в головном мозге — от такой еды хочется не работать, а спать.
Некоторые мамы стараются кормить любимое чадо по утрам как на убой, ведь ему придется голодать полдня. В ход обязательно идет поговорка: «Завтрак съешь сам...».
Диета тех, кто занимается несколько часов в день умственным трудом, не должна быть перегружена калориями. Иначе организм будет тратить силы на снабжение кровью не головы, а желудка и кишечника, чтобы они быстрее переваривали съеденное. Чем больше съедает ребенок за завтраком, тем сильнее падают и внимание, и память. Выбирать продукты, помогающие мозгу работать.
Чем же надо кормить школьника, чтобы он рос не только здоровым, но и умным? Еда, «включающая» мозги, должна содержать белки растительного или животного происхождения: белки не дают углеводам действовать расслабляюще. Поэтому к привычному завтраку из каши и макарон диетологи советуют добавлять мясо, молочные продукты, блюда из гороха или фасоли. Если ваш ребенок не представляет свою жизнь без сладкого, предложите ему вместо конфет и печенья мороженое или сырники, в которых кроме углеводов содержится белок.
ЧТО НАДО ЕСТЬ, ЧТОБЫ...
ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ
1. Рыбу, богатую разнообразными жирными кислотами, а именно они укрепляют серые клетки мозга и заставляют их плодотворно трудиться.
2. Лучшие результаты в тестах на проверку памяти имеют те дети, которые получают с пищей достаточное количество витамина В2. Обязательно давайте детям творог: из всех молочных продуктов он больше всех содержит кальция, необходимого для нормального функционирования клеток нервной системы.
УКРЕПИТЬ ПАМЯТЬ
1. Полезны для укрепления памяти бананы, а кроме этого они улучшают настроение.
2. Включайте в рацион школьника морепродукты: в них много йода, которому диетологи отводят важнейшую роль в укреплении памяти.
УСИЛИТЬ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
1. Вашему чаду необходимы орехи, особенно грецкие и арахис. Они помогают мозгу максимально использовать энергетические ресурсы.
2. Включайте в рацион ребенка красные овощи: сладкий перец, морковь, помидоры. В них много бета-каротина, поэтому они не только усилят сообразительность, но и укрепляет зрение.
БЫСТРО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ
1. Помогает инжир — источник калия, фосфора, магния и легкоусвояемой глюкозы. Это «скорая помощь» для рассеянного мозга.
2. Ребенок не сможет сконцентрировать внимание и запомнить все, что говорит учитель, если в его организме не хватает железа. Чтобы этого не произошло, в рационе обязательно должно присутствовать мясо (телятина или нежирная говядина).
УВЕЛИЧИТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Ученые доказали, что хорошо повышает умственную работоспособность коричневый рис. На втором месте овсянка, на третьем — гречка. А вот кормить ребенка с утра манной кашей не стоит. Эта крупа лишена витаминов, и от нее мозгу нет никакой пользы.
ДЕСЕРТ ДЛЯ МОЗГА
Вместо пирожных и конфет детям лучше давать свежие или замороженные ягоды. Все они исключительно полезны для мозга, так как укрепляют стенки его сосудов и снижают утомляемость глаз.
Мы не беремся утверждать, что, следуя нашим советам, вы обязательно вырастите нобелевского лауреата, но посильную помощь в овладении знаниями своему ребенку окажете.